Яхтенный словарь

В ЯХТИНГЕ, КАК И В ЛЮБОЙ ДРУГОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ, СУЩЕСТВУЕТ СВОЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ. БЕЗУСЛОВНО, БЫСТРО ВЫУЧИТЬ ЭТОТ МОРСКОЙ "ЯЗЫК" НЕВОЗМОЖНО, ДА И НЕТ В ЭТОМ ОСТРОЙ НЕОБХОДИМОСТИ. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ЗНАТЬ ОСНОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, КОНЕЧНО, НАДО. ЭТИ ЗНАНИЯ ПОЗВОЛЯТ ВАМ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ  КОМФОРТНОГО ВО ВРЕМЯ ПЛАВАНИЯ, ОНИ НУЖНЫ ДЛЯ СЛАЖЕННОЙ РАБОТЫ КОМАНДЫ И, ПОРОЙ, ДАЖЕ ДЛЯ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ИТАК…

Ахтерштаг –  часть стального троса (стоячего такелажа), которая располагается в диаметральной плоскости судна. Эта часть троса удерживает мачту судна с кормы.

Бак – носовая часть верхней палубы до мачты.

Бакштаг - курс парусного судна, при котором его диаметральная плоскость составляет с линией направления ветра угол больше 110° и меньше 180° (углы считаются от носа судна). Также, Бакштагом называют снасти на судне, поддерживающие мачты с боков и немного сзади.

Бейдевинд - курс парусного судна, при котором его диаметральная плоскость составляет с линией направления ветра угол меньше 60° (углы считаются от носа судна).

Бегучий такелаж - такое название присуще системе фалов, шкотов, брасов. Она служит для управления рангоутом и парусами.

Ванты - снасти судового стоячего такелажа, раскрепляющие к бортам мачты

Вольная вода - глубина, которая позволяет судну простаивать без повреждений при максимально большой убыли воды.

Вымпел - флаг, который подымают в начале плавания, а опускают при завершении. Особенностью этого флага является его необычная форма, он длинный и узкий с раздвоением на конце.

Гавань - естественно или искусственно огражденное место на воде, представляющее собой удобную стоянку для судов.

Галс - курс следования судна относительно ветра.

Галфинд - курс парусного судна, при котором его диаметральная плоскость составляет с линией направления ветра угол в 60 - 110 градусов.

Гальюн - уборная на судне.

Гик - горизонтальная балка, передним концом подвижно укрепленная в нижней части мачты и идущая по направлению к корме, она используется для растягивания нижней кромки паруса

Грот - На одномачтовых судах гротом, как правило, называется задний парус.

Дрейф - уклонение движущегося корабля от намеченного пути под влиянием ветра или течения.

Дрейфовать - пассивно двигаться по ветру или течению.

Кок - повар на судне.

Корма - задняя часть судна, включая подводную и надводную части.

Курс - путь, по которому идёт корабль.

Камбуз - кухня на судне.

Киль - основная продольная балка на судне, идущая в диаметральной плоскости от носовой до кормовой оконечности судна.

Каюта - жилое помещение на судне, в котором могут располагаться как пассажиры, так и члены экипажа.

Кают-компания - общее помещение для обеда, совместного отдыха и общения экипажа судна.

Кокпит - открытое помещение для рулевого и пассажиров в кормовой части палубы на яхте

Кранец - служит для защиты корпуса судна от возможных повреждений.

Лечь в дрейф - установить паруса так, чтобы корабль не имел поступательного движения. Для этого паруса располагаются таким образом, что одни из них под действием ветра двигают корабль вперед, а другие – назад. Фактически, при таком положении парусов корабль остаётся почти на месте.

Левентик - положение паруса, при котором его плоскость расположена параллельно линии ветра. В таком состоянии парус бездействует. Также,  Левентик – это положение судна, когда ветер дует спереди вдоль диаметральной плоскости.

Леер - туго натянутая верёвка или стальной трос, закрепленный с обоих концов. Он применяется для предохранения от падения людей за борт.

Марина - специально оборудованная стоянка яхт, на которой экипажам предоставляются различные услуги.

Морская миля - единица измерения длины. 1 миля = 1852 метра (длина 1-й минуты меридиана)

Норд-вест – так называют северо-запад или северо-западный ветер.

Норд-ост – так называют северо-восток или северо-восточный ветер.

Нос - передняя часть судна (включает её надводную и подводную части).

Открытый порт - порт, в акваторию которого могут заплывать иностранные суда.

Отшвартоваться - отойти от берега, пристани, стенки причала или от другого судна.

Палуба - горизонтальное перекрытие судна. С помощью палуб судно разделяется на уровни. Верхняя палуба ограничивает судно сверху. 

Порт - это транспортное предприятие, которое имеет в своём распоряжении один или несколько причалов. Причалы используются для приёма и отправления пассажиров, загрузки и отгрузки, а также для комплексного обслуживания судов.

Рангоут - круглые деревянные или металлические полые трубы, предназначенные для постановки и несения парусов.

Румб - одно из тридцати двух делений компаса.

Снасть - всякий трос, применяемый для подъёма, уборки парусов и управления ими

Стаксель - треугольный парус, поднимаемый по штагу спереди мачты к носу судна

Спинакер - добавочный треугольный парус из лёгкой парусины, который ставится на яхтах при попутном ветре. Он требует сноровки в управлении, не рекомендуется к использованию начинающими яхтсменами. Требует отдельного страхового депозита.

Степс - гнездо в днище или палубе судна, в которое мачта устанавливается своим шпором (нижний конец мачты)

Стоячий такелаж - система тросов, служащая для поддержания и укрепления рангоута в необходимом положении.

Топ - это верхушка мачты.

Трап - лестница на судне.

Трюм - самая нижняя часть внутреннего пространства корабля.

Узел - единица скорости в морской навигации. 1 узел=1 миля/час

Фарватер - путь, безопасный от камней и мелей.

Фал - снасть бегучего такелажа, служащая для подъёма парусов, флагов и т.п.

Фордевинд - курс парусного судна, совпадающий с направлением ветра (ветер в корму)

Форштевень - массивная часть судна, являющаяся продолжением киля и образующая носовую оконечность судна

Шкаторина - кромка паруса, обшитая ликтросом (специальный мягкий трос, которым для прочности обшиваются кромки парусов)

Шкипер - капитан невоенного судна.

Шкот - бегучий такелаж, заложенный за нижний угол паруса и служащий для растягивания и удержания паруса в нужном положении

Шпангоуты - поперечные бортовые связи корпуса или другими словами шпангоуты - это рёбра судна, к которым крепится наружная обшивка.

Штаг - часть стоячего такелажа (так называют стальной трос), расположенного в диаметральной плоскости судна и удерживающий мачту спереди.